Мотодохтур
кочевник ♂
Регистрация: 22.12.2006
Сообщения: 3,760
Вес репутации: 800
|
Три, Четыре...
Сперто с байкер.ру Откопал вот тут, думаю пригодится.
Осенняя слякоть, наступающая зимняя скользь принудит самых матерых байкеров, не накатавшихся за лето, сменить технику. В их распоряжении целый арсенал средств: мотоциклы с колясками, трайки, ATV. Особенностям их управления и посвящен наш рассказ.
БОЛЬШЕ КОЛЕС, ВЕДУЩИХ И РАЗНЫХ
(Коляска стремится ввысь при правом повороте)
Из школьного курса геометрии всем известно, что плоскость уже устойчива, если опирается хотя бы на три точки. В приложении к мотоциклам это значит, что трех колес достаточно для удержания надежного равновесия на дороге. Ярый спорщик возразит, что ему и на двух неплохо. Знай, полемист ты наш, что обычный мотоцикл устойчив на дороге на двух колесах благодаря так называемому гироскопическому моменту, возникающему при движении. На скользкой дороге или на очень малой скорости управлять им способен только мастер. Третья и четвертая точки опоры (читай - колеса) несколько повышают устойчивость лишь на поворотах. При определении проходимости гораздо важнее знать не то, сколько колес у транспортного средства, а сколько они "бьют" колей. Чем их больше, тем сложнее управлять "повозкой" и тем большая требуется мощность мотора.
Из этих, как нам кажется, понятных рассуждений ясно: трехколесник не очень удобен, так как хуже управляется и создает большее сопротивление движению. Конечно, если речь идет о "паркетном" чоппер-трайке, то с этим можно смириться. Так что покупая машину для бездорожья, не раскатывайте губы на проходимость "Муравья" или "Фермера".
А вот у мотоцикла с коляской совсем неплохая проходимость, правда, он требует специфических навыков вождения. Идеальный же транспорт - четырехколесники (ATV). Но о них чуть позже...
И КРЯКНУТЬ НЕ УСПЕЕШЬ
(Левый поворот чреват мгновенным опрокидыванием.)
Главная особенность, отличающая технику вождения мотоцикла с коляской от вождения одиночки, - невозможность компенсировать наклоном корпуса выбрасывающие из седла центробежные силы, возникающие при прохождении поворотов. Самое сложное состоит в том, что при прохождении поворотов вправо и влево мотоцикл ведет себя по-разному.
При изменении направления движения вправо после небольшого поворота руля коляска старается взмыть в воздух (особенно, если не загружена).
Противодействовать этому эффекту просто: увеличьте радиус поворота руля или, как это ни покажется парадоксальным, немного прибавьте газ.
При левом повороте вроде все проще. Требуется только одно: приложить усилия к рулю. Однако именно левые повороты самые коварные. При резком движении руля влево в сочетании с торможением передним тормозом силы инерции стремятся перевернуть мотоцикл: задняя часть мотоцикла взмывает вверх-вперед. Воображаемая ось переворота проходит через пятна контакта переднего колеса и колеса коляски с дорогой. Опрокидывание происходит очень быстро, и, если оно началось, сделать ничего уже нельзя. Последствия чаще всего фатальны, особенно для пассажира коляски. Чтобы снизить вероятность переворота при левом повороте, старайтесь поменьше загружать коляску. Бороться с центробежными силами на мотоцикле с коляской как при повороте направо, так и налево, эффективнее всего сообща с сидящим сзади пассажиром - наклоняйтесь (или, как говорят спортсмены, "вывешивайтесь") внутрь виража. При этом просто наклонять только голову или даже верхнюю часть корпуса малоэффективно. Поупражняйтесь: держа ноги на подножках, а руки на руле, сместите тело по седлу в сторону. Так гораздо лучше!
ТРЕНИРУЙТЕСЬ! ИЛИ КОПИТЕ ДЕНЬГИ
(Синхронная работа корпусом водителя и пассажира на правом и левом поворотах)
Другая особенность мотоцикла с коляской - он следует по двум колеям. К этому быстро привыкаешь, особенно если у вас есть автомобиль. И третья особенность - воздействие инерции коляски. Ее ощущаешь сразу при троганье: мотоцикл стремится сам повернуть вправо. При торможении, если тормоз колеса коляски не работает (так часто бывает), мотоцикл разворачивает влево. Действие сил инерции коляски тем сильнее, чем больше она загружена. По этой причине многие водители предпочитают сажать пассажира на заднее сиденье. Во время первых учебных поездок будьте готовы к тому, что при ускорениях и замедлениях придется прикладывать некоторые усилия к рулю, чтобы сохранить прямолинейное движение.
Байкеры-колясочники, не чувствующие габаритов своих колесниц! Чтобы вам не стало мучительно больно за бесцельно прожитые годы, упражняйтесь! Делайте так: положите на площадке доску и попытайтесь попасть на нее колесом коляски, двигаясь по прямой, затем выходя из поворота. Поставьте из картонных ящиков "ворота" и проезжайте их на малой скорости, раз от разу сближая ящики. И, наконец, научитесь поднимать мотоцикл на два колеса (используя резкий поворот руля вправо) и сохранять в такой "позе" прямолинейное движение. Поверьте, этот навык очень пригодится, когда на дороге нужно избежать наезда на препятствие. Но не увлекайтесь "двухколесной" ездой - при наклоненном мотоцикле создаются повышенные нагрузки на колеса, маятник, раму и детали подвесок. "2 WD": МАСТЕРА ОТДЫХАЮТ Привод на колесо коляски появился достаточно давно. Мотоциклы "БМВ Сахара" стояли на вооружении вермахта во время второй мировой войны, для Советской армии выпускались "МВ-750". А с начала 90-х подобные аппараты стали выпускать для широких масс покупателей на Киевском и Ирбитском мотозаводах. Однако не надо излишне обольщаться тем, что у них высокая проходимость. Даже обутые в кроссовую резину, мотоциклы вездеходами назвать никак нельзя.
Причин две: нехватка крутящего момента "на низах" и наличие неблокируемого дифференциала. Не только на скользком грунте, но и при поворотах стоит одному колесу получить свободу, как оно начинает бешено раскручиваться, а другое, соответственно, останавливается. И получается, что во время правого поворота (прохождению которого, если помните, способствует ускорение мотоцикла) движение замедляется и машина может даже остановиться. Привыкшему к езде в сложных условиях на двух колесах ездить на таком мотоцикле просто опасно.
У аппаратов с ведущей коляской есть и "плюсы" - иначе бы их просто не делали. На них легче трогаться на песке. Далее, при асфальтовом дальнобое или при езде с сильно загруженной коляской для движения прямо не надо прикладывать много усилий к рулю. Поверьте, это немало.
"МУРАВЕЙ" "ФЕРМЕРУ" - НЕ ТОВАРИЩ
(Трайк поставить на два колеса несложно, но ехать так не даст механизм дифференциала)
Принципиальное отличие трехколесников (трайков) от мотоциклов с коляской, с точки зрения их управляемости, в том, что правые и левые повороты проходят совершенно одинаково.
Внутри своего класса трайки делятся на конструкции с независимой и зависимой подвесками задних колес. Первые, к которым относятся "Муравьи", "Тулы" и большинство самопальных трайков-чопперов, имеют несколько меньшую склонность к переворотам, чем аппараты с зависимой подвеской (из отечественных к ним относится "Фермер"). Это одна из причин, почему последние не получили особого распространения. На заре ATV-строения (а происходило это в Японии в 70-х) первые трехколесники были именно с зависимой подвеской (точнее, как говорят, "с неразрезной осью"). На них даже проводили соревнования по кроссу, но вскоре, именно из-за "кувыркучести", на их производстве и эксплуатации поставили крест.
Во всяком случае, если вы счастливый обладатель трайка любой конструкции, избегайте резких поворотов рулем. Ведь отрыв от дороги одного из задних колес из-за наличия дифференциала приводит к таким же нежелательным последствиям, как и у мотоциклов с ведущим колесом коляски. Поэтому перед поворотом снижайте скорость и смещайте корпус внутрь виража.
__________________
Мужчина никогда не должен жаловаться на свое оружие, на свою женщину и на свой мотоцикл - он сам их выбирал.
__________________
Литр! И ниипет! Стопудова! (с)
|